Меню сайта
|
Образовательный модульГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 637 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Образовательный модуль повышения квалификации работников образования «Образовательный процесс как фактор формирования правовой культуры личности школьника» Авторы-составители: Директор ГОУ СОШ №637 Медведникова Г.А. Заместитель директора по УВР Бушмакина А.А. Заместитель директора по ВР Захарова А.В. Санкт-Петербург 2009 Пояснительная записка Актуальность программы вызвана новыми тенденциями в государственно-политической жизни страны: усилением интереса к целенаправленному, эффективному правовому образованию граждан, ориентацией государства на формирование гуманистической и демократической правовой культуры личности. Подобные изменения нашли свое отражение в системе образования современной России и являются значимой частью развития петербургской системы образования. Государственно-политическая значимость проблемы отмечена, в следующих нормативно-правовых документах: - Конституция РФ, - Закон РФ «Об образовании», - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», - Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 - Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», базовые параметры которой 5 ноября 2008г. определил Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию; - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, - Модель «Российское образование-2020» - Программа модернизации системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010», - Письмо МО РФ от 15.01.2003 г. "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ РФ", - Приложение к письму Минобрнауки России от 8 мая2008г. № 03-946, а именно «Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» Современные условия развития общества требуют от граждан знаний общественно-правового характера и владения нормами правовой культуры, поэтому в школе необходимо: - научить учащихся перейти от статуса ученика школы и жителя города к активной жизненной позиции гражданина РФ; - дать знания по правовым нормам и быть ответственным за их невыполнения; - способствовать тому, чтобы ученики занимали активную жизненную позицию и были включены в активную социальную жизнь общества; - владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами; о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка; о видах юридической ответственности граждан; условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности; о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов; о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка; - научить учащихся правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т.п.); - познакомить и научить учащихся правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл. Всему этому должен способствовать учитель, наставник, поэтому так важно привлечь внимание разных участников образовательного процесса к проблеме гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, обучить разные категории педагогических работников, как грамотно можно способствовать развитию правовой культуры личности. Кроме того, необходимо понимать, что системные правовые знания помогут человеку лучше разбираться в существующих общественных отношениях, осознать динамические процессы, происходящие в обществе, создадут условия для адекватной реакции на события общественной жизни, именно поэтому изучение основ права является неотъемлемой частью общего непрерывного образования личности, не только ребенка, но и взрослого человека. Очень актуальным для каждого человека является знание своих прав и свобод и предусмотренных законом способов их защиты, а также наличия опыта в этой деятельности. В ходе повышения квалификации, в рамках данного образовательного модуля, предусмотрено знакомство с основами правовых знаний, которое осуществляется и при посещении аудиторных занятий, и в самостоятельной деятельности слушателей. Целью изучения образовательного модуля "Образовательный процесс как фактор формирования правовой культуры личности школьника" является создание условий для повышения профессиональной и педагогической компетентности учителей и административных работников образовательных учреждений в области гражданско-правового образования учащихся. Задачи: Ø актуализировать и систематизировать имеющиеся знания слушателей по вопросам гражданско-правового образования учащихся; Ø совершенствовать профессиональную компетентность слушателей в области гражданско-правового образования и формировании правовой культуры учащихся; Ø ознакомить педагогических работников с практическим опытом применения Петербургской модели системы правового образования; Ø способствовать осмыслению слушателями ведущей роли педагога в формировании правовой культуры учащегося; Ø познакомить слушателей КПК с конкретными методами и технологиями, способствующими гражданско-правовому образованию учащихся. Ожидаемые результаты освоения образовательного модуляСлушатели, прошедшие обучение по данной программе:1. Познакомятся с основополагающими документами международного и российского права по правам человека и правам ребенка.2. Получат знания о реализации правового образования в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и об отличительных чертах Петербургской модели гражданско - правового образования.3. Познакомятся и научатся использовать в педагогической практике различные технологии в воспитательной и образовательной деятельности, способствующие гражданско-правовому образованию учащихся.4. Получат методические материалы по гражданско-правовому образованию учащихся. Категория слушателей Содержание данного курса адресовано различным группам педагогических работников: преподавателям обществознания и основ правоведения, заместителям директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам-психологам. Организация обучения Программа предполагает организацию работы с группами и с отдельными работниками в области правового образования за счет проведения аудиторных занятий, практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы. 1. Основные организационные формы освоения модуля: Ø Лекции; Ø Семинары; Ø Практикумы; Ø Мастер-классы и открытые занятия; Ø Дискуссии. Ø Консультации 2. Организация самостоятельной работы слушателей: Ø Изучение литературы; Ø Подготовка к дискуссии. Учебно-методическое обеспечение модуля 1. Ильин А.Д., Морозова С.А. Из истории права. Учебное пособие по правоведению для 10-11 классов средней школы: Специальная литература, 1997. -457с. 2. Международные документы по правам человека. Сборник. -СПб.: Специальная литература, 1997. - 122с. 3. Минина С. П. Закон и несовершеннолетние граждане России. Учебное пособие для старшей школы— СПб., 2002. 4. Н.И.Элиасберг, М.М.Михеева. Мы - граждане России. Основы законодательства Российской Федерации. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования Российской Федерации. СПб, Изд. "Союз", 2004. 5. Н.И.Элиасберг, С.А.Морозова, А.В.Воронцов. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов средней общеобразовательной школы. Второе издание, переработанное и дополненное. -СПб.: Изд. "Союз", 2004. 6. Н.И.Элиасберг, С.А.Морозова, А.В.Воронцов. Права человека в свободной стране. Обществознание. Учебное пособие для 8-9 классов.-СПб.,2004 7. Н.И.Элиасберг. Изучаем законы Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Государственные символы. Новое в трудовом законодательстве. Учебное пособие для 8-9 классов. -СПб.: Изд. "Союз", 2004. 8. Н.И.Элиасберг. Как создать школьный парламент. Методические рекомендации. -СПб.: Изд. "Союз", 2004. 9. Н.И.Элиасберг. Права ребенка - это ваши права. Учебное пособие для начальной школы. СПб, СМИО Пресс, 2004. 10. О самом главном. Книга для чтения. Для 7 - 9 классов. -СПб.: Специальная литература, 1996.-484с. 11. О самом главном: Книга для чтения для 8—9 классов/ Сост. Н. И. Элиасберг, С. А. Морозова.— СПб., 1998. 12. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов средней общеобразовательной школы. -СПб.: Специальная литература, 1996. - 480 с. 13. С.П.Минина. Закон и несовершеннолетние граждане России (По материалам международного и национального ювенального права) Учебное пособие для старшей школы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб, Изд. "Иван Федоров", 2002. 14. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Первый этап - начальная школа. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература 1999. -238с. 15. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа 5 - 7(8) классы.. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература, 1999. -336с. 16. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Третий этап - основная школа 9(8-9) классы. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература, 1999. -156с. 17. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 4 этап - 10-11 кл. /Сост. Н.И.Элиасберг. - СПб.: Специальная литература, 2000 г 18. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 9 (8—9) классы/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 1999. 19. Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. - СПб: СПбГУПМ, 1995. -126с. 20. Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карьера). Учебное пособие для 10-11 классов средней школы (под ред. И.П.Михайлова), СПб.: Изд. "Союз", 21. Учебное пособие для 8-9 классов "Права человека в свободной стране”/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 2001. 22. Ученические социальные проекты в системе школьного образования . Методические рекомендации. Сост. Н.И.Элиасберг. - СПб.: Изд. "Союз", 2004. 23. Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления. Изд. Второе, исправленное. - СПб.: Специальная литература, 1997. -320с. 24. ХХ век. Люди и судьбы. Книга для чтения по философии, истории, литературе и искусству (под общей редакцией Н.И.Элиасберг). СПб, Изд. "Иван Федоров", 2001. -СПб.: Изд. "Союз", 2004. 25. Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект инновационной системы правового образования. Монография. -СПб.: СПбГУПМ, 1998. -162с. 26. Элиасберг Н.И., Семенова О.Е. Права ребенка - это ваши права. Для детей 7-10 лет. -СПб.: Папирус, 1997. -64с. Материально-техническое обеспечение учебного процесса Три компьютерных класса по 13 рабочих мест, 9 мультимедийных систем, три интерактивные доски, передвижная документ - камера, семь ноутбуков, наличие школьной локальной сети с выходом в интернет. Основы содержания Тема 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования. Эффективные формы работы по гражданско-правовому образованию (в том числе воспитание толерантного сознания) учащихся. Лекция 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования. Становление гуманистической и демократической правовой культуры гражданина России как педагогическая проблема. Государственно - политическая значимость проблемы. Понятие и краткая характеристика правовой культуры общества и ее составных элементов: юридической науки, правовой идеологии, социальных эмоций по отношению к правовым явлениям. Факторы формирования правовой культуры личности: влияние правовой культуры общества на становление правовой культуры личности, развитие правосознания личности через систему правового образования учащихся. Индивидуальное правосознание и его основные компоненты - правовые знания, представления, взгляды; правовые чувства; воля субъекта. Нормативно-правовая база гражданско - правового образования учащихся. Лекция 2: Классификация форм по гражданско-правовому образованию учащихся, определение эффективности с точки зрения воспитательного воздействия. Отличие выбора эффективных форм работы в зависимости от возрастного состава воспитанников. Условия эффективности традиционных форм работы в формировании и становлении правовой культуры личности. Единство этических, нравственных и правовых норм. Практическая часть предусматривает обсуждение и показ возможных форм по гражданско-правовому образованию (этическая беседа, психологические упражнения, тренинги и др.) обмен опытом, практические советы по работе с учащимися. Тема 2: Система правового образования в учебной деятельности школы. Методический комплекс системы правового образования в школе. Лекция 1: Отличительные черты петербургской модели гражданско-правового образования. Знакомство с концепцией Петербургской модели гражданско-правового образования в школе, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н.А. Элиасберг. Целостность и системность гражданско-правового образования . Обеспеченность всех этапов гражданско-правового образования целостным научным и учебно-методическим комплексом. Ярко выраженная воспитательная направленность петербугской модели. Роль системообразующих , интегрирующих компонентов из других отраслей знаний (экономики, политики, культуры).Единство логики и чувств, способствующих развитию в коллективах учащихся коммуникативной культуры, толерантности, самоорганизации и творчества. Открытость системы гражданского образования окружающей социальной среде и ее профилактическая направленность. Лекция 2: Система правового образования в учебной деятельности школы. Методический комплекс системы правового образования в школе. Модель правового пространства школы. Возможности образовательного учреждения в гражданско - правовом образовании всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Особенности построения учебного плана школы, осуществляющей правовое образование учащихся. Учебная программа Н.А. Элиасберг «Правоведение» и сопутствующие учебные программы, возможности интегрирования программы «Правоведение» с другими учебными программами. Особенности содержания гражданско-правового образования учащихся в начальной, основной и средней ступени. Учебно-методический комплекс правового образования. Взаимодействие с различными организациями в рамках правового образования. Практическая часть:Знакомство с психолого-педагогическими технологиями, обеспечивающими в процессе преподавания единство словесных и деятельностных методов. Дидактические игры курса «Я и мой мир» (начальная школа). Обучение технологии модульного построения уроков в курсе «Социальная практика» (основная школа). Использование ролевых и деловых игр в преподавании курса «Правоведение» (основная и средняя школа). Система организации внеурочных занятий «Малый факультет правовых знаний» для старшеклассников. Тема 3: Организация системы гражданско-правового образования в школе. Лекция: Этапы создания системы гражданско-правового образования в школе, необходимые условия для успешного развития, педагогическое взаимодействие с необходимыми структурами по гражданско-правовому образованию. Содержание гражданско-правового образования в школе. Особенности образовательной программы школы реализующей гражданско-правовое образование учащихся. Правовое образование родителей учащихся в системе работы школы. Особенности правового образования родителей. Содержание работы с родителями учащихся. Служба психолого-педагогического сопровождения как средство гражданско-правового образования учащихся. Практическая часть: Рекомендации по созданию системы гражданско-правового образования в школе, практические советы по формированию учебного плана школы осуществляющей гражданско-правовое образование учащихся. Разработка схем индивидуальных маршрутов защиты, сопровождения и социализации при работе с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Знакомство с основными формами работы с родителями, обучение составлению плана работы с родителями учащихся в зависимости от схемы индивидуального маршрута защиты, сопровождения или социализации ребенка. Тема 4: «День правовых знаний». Лекция : Гражданско-правовые знания как факторы развития личности. Примерная программа деятельности руководителей школы по внедрению системы правового образования учащихся. Практические занятия: Открытые уроки и мероприятия, круглый стол со старшеклассниками и слушателями. Тема 5: Нормативно-правовые аспекты итоговой аттестации выпускников. Нормы и правила поступления в ВУЗы. Лекция : Знакомство с нормативно-правовой базой итоговой аттестации выпускников. Права и обязанности участников итоговой аттестации и абитуриентов. Права и обязанности ВУЗов при приеме абитуриентов. Тема 6: Модель выпускника школы правовой культуры. Лекция: Основные черты выпускника школы как показатель результативности гражданско-правового образования. Личностная модель выпускника начальной, основной и средней школы. Компоненты содержания правового образования учащихся и проектируемы результаты развития личности. Практикум: Мониторинг результативности процесса гражданско-правового образования в ОУ, обучение проведению мониторинга в школе, создание модели портрета выпускника. Типовые задания для самостоятельной работы К теме 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования. Эффективные формы работы по гражданско-правовому образованию (в том числе воспитание толерантного сознания) учащихся. --> |
|