Пятница, 26.04.2024, 00:44
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ СОШ №637

Меню сайта
Форма входа

Образовательный модуль

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 637

МОСКОВСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

Образовательный модуль

повышения квалификации работников образования

 

«Образовательный процесс как фактор формирования правовой культуры личности школьника»

 

 

 

 Авторы-составители:

Директор ГОУ СОШ №637 Медведникова Г.А.

Заместитель директора по УВР Бушмакина А.А.

Заместитель директора по ВР Захарова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы вызвана новыми тенденциями в государственно-политической жизни страны: усилением интереса к целенаправленному, эффективному  правовому образованию граждан, ориентацией государства на формирование  гуманистической  и демократической  правовой культуры личности. Подобные изменения  нашли свое отражение в системе образования  современной России и являются значимой частью развития петербургской системы образования. Государственно-политическая значимость проблемы отмечена, в следующих нормативно-правовых документах:

- Конституция РФ,

- Закон РФ «Об образовании»,

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,

- Национальная доктрина  образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства  РФ от 04.10.2000

- Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», базовые параметры которой 5 ноября 2008г. определил Президент России  Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию;

- Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года,

- Модель «Российское образование-2020»

- Программа модернизации системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010»,

- Письмо МО РФ от 15.01.2003 г. "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ РФ",

-  Приложение к письму Минобрнауки России от 8 мая2008г. № 03-946, а именно «Методические рекомендации по проведению  августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования»

Современные условия развития общества  требуют от граждан знаний общественно-правового характера и владения нормами правовой  культуры, поэтому в школе необходимо:

- научить учащихся перейти от статуса ученика школы и жителя города к активной  жизненной позиции гражданина РФ;

- дать знания по правовым нормам  и быть ответственным за их невыполнения;

- способствовать тому, чтобы ученики занимали активную жизненную позицию  и были включены  в активную социальную жизнь общества;

- владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами; о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка; о видах юридической ответственности граждан; условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности; о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов; о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;

- научить учащихся правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т.п.);

- познакомить и научить учащихся правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл.

Всему этому должен способствовать учитель, наставник, поэтому так важно  привлечь внимание разных участников образовательного процесса к проблеме гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, обучить  разные категории педагогических работников, как грамотно можно способствовать развитию правовой культуры личности.

Кроме того, необходимо понимать, что системные правовые знания помогут человеку лучше разбираться в существующих общественных отношениях, осознать динамические процессы, происходящие в обществе, создадут условия для адекватной реакции на события общественной жизни, именно поэтому изучение основ права является неотъемлемой частью общего непрерывного образования личности, не только ребенка, но и взрослого человека. Очень актуальным для каждого человека является знание своих прав и свобод и предусмотренных законом способов их защиты, а также наличия опыта в этой деятельности. В ходе повышения квалификации,  в рамках  данного образовательного модуля, предусмотрено знакомство с основами правовых знаний, которое осуществляется и при посещении аудиторных занятий, и в  самостоятельной деятельности слушателей.

Целью изучения образовательного модуля "Образовательный процесс как фактор формирования правовой культуры личности школьника" является создание условий для  повышения профессиональной и педагогической компетентности   учителей и административных работников образовательных учреждений в области гражданско-правового образования учащихся.

Задачи:

Ø     актуализировать и систематизировать имеющиеся  знания  слушателей по вопросам гражданско-правового образования учащихся;

Ø     совершенствовать профессиональную компетентность слушателей в области гражданско-правового образования и формировании правовой культуры учащихся;

Ø     ознакомить педагогических работников с практическим опытом применения Петербургской модели системы правового образования;

Ø     способствовать осмыслению  слушателями  ведущей роли  педагога в формировании  правовой культуры учащегося;

Ø     познакомить слушателей КПК с конкретными  методами и технологиями, способствующими гражданско-правовому образованию учащихся.

Ожидаемые результаты освоения образовательного модуля

Слушатели, прошедшие обучение  по данной программе:

1. Познакомятся с основополагающими документами международного  и российского права по правам человека и правам ребенка.

2. Получат знания о реализации правового образования в общеобразовательных учреждениях   Санкт-Петербурга и об отличительных чертах Петербургской модели гражданско - правового образования.

3. Познакомятся  и    научатся  использовать в педагогической практике различные технологии  в  воспитательной и образовательной деятельности, способствующие гражданско-правовому образованию учащихся.

4. Получат методические материалы по гражданско-правовому образованию учащихся.

 

Категория слушателей

 

Содержание данного курса адресовано различным группам педагогических работников: преподавателям обществознания и основ правоведения, заместителям директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе, социальным педагогам,  педагогам-психологам.

 

Организация обучения

 

Программа предполагает организацию работы с  группами и с отдельными работниками в области правового образования за счет проведения аудиторных занятий, практических занятий,  индивидуальных консультаций и самостоятельной работы.

1.       Основные организационные формы освоения модуля:

Ø      Лекции;

Ø      Семинары;

Ø      Практикумы;

Ø      Мастер-классы и открытые занятия;

Ø      Дискуссии.

Ø      Консультации

2.      Организация самостоятельной работы слушателей:

Ø      Изучение литературы;

Ø      Подготовка к дискуссии.

 

Учебно-методическое обеспечение модуля

1.       Ильин А.Д., Морозова С.А. Из истории права. Учебное пособие по правоведению для 10-11 классов средней школы: Специальная литература, 1997. -457с.

2.       Международные документы по правам человека. Сборник. -СПб.: Специальная литература, 1997. - 122с.

3.       Минина С. П. Закон и несовершеннолетние граждане России. Учебное пособие для старшей школы— СПб., 2002.

4.       Н.И.Элиасберг, М.М.Михеева. Мы - граждане России. Основы законодательства Российской Федерации. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования Российской Федерации. СПб, Изд. "Союз", 2004.

5.       Н.И.Элиасберг, С.А.Морозова, А.В.Воронцов. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов средней общеобразовательной школы. Второе издание, переработанное и дополненное. -СПб.: Изд. "Союз", 2004.

6.       Н.И.Элиасберг, С.А.Морозова, А.В.Воронцов. Права человека в свободной стране. Обществознание. Учебное пособие для 8-9 классов.-СПб.,2004

7.       Н.И.Элиасберг. Изучаем законы Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Государственные символы. Новое в трудовом законодательстве. Учебное пособие для 8-9 классов. -СПб.: Изд. "Союз", 2004.

8.       Н.И.Элиасберг. Как создать школьный парламент. Методические рекомендации. -СПб.: Изд. "Союз", 2004.

9.       Н.И.Элиасберг. Права ребенка - это ваши права. Учебное пособие для начальной школы. СПб, СМИО Пресс, 2004.

10.   О самом главном. Книга для чтения. Для 7 - 9 классов. -СПб.: Специальная литература, 1996.-484с.

11.   О самом главном: Книга для чтения для 8—9 классов/ Сост. Н. И. Элиасберг, С. А. Морозова.— СПб., 1998.

12.   Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов средней общеобразовательной школы. -СПб.: Специальная литература, 1996. - 480 с.

13.   С.П.Минина. Закон и несовершеннолетние граждане России (По материалам международного и национального ювенального права) Учебное пособие для старшей школы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб, Изд. "Иван Федоров", 2002.

14.   Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Первый этап - начальная школа. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература 1999. -238с.

15.   Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа 5 - 7(8) классы.. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература, 1999. -336с.

16.   Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Третий этап - основная школа 9(8-9) классы. /Сост. Н.И. Элиасберг. -СПб.: Специальная литература, 1999. -156с.

17.   Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 4 этап - 10-11 кл. /Сост. Н.И.Элиасберг. - СПб.: Специальная литература, 2000 г

18.   Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 9 (8—9) классы/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 1999.

19.   Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. - СПб: СПбГУПМ, 1995. -126с.

20.   Стратегии жизни в современных условиях (образование, профессия, карьера). Учебное пособие для 10-11 классов средней школы (под ред. И.П.Михайлова), СПб.: Изд. "Союз",

21.   Учебное пособие для 8-9 классов "Права человека в свободной стране”/ Сост. Н. И. Элиасберг.— СПб., 2001.

22.   Ученические социальные проекты в системе школьного образования . Методические рекомендации. Сост. Н.И.Элиасберг. - СПб.: Изд. "Союз", 2004.

23.   Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления. Изд. Второе, исправленное. - СПб.: Специальная литература, 1997. -320с.

24.   ХХ век. Люди и судьбы. Книга для чтения по философии, истории, литературе и искусству (под общей редакцией Н.И.Элиасберг). СПб, Изд. "Иван Федоров", 2001. -СПб.: Изд. "Союз", 2004.

25.   Элиасберг Н.И. Педагогический коллектив школы - субъект инновационной системы правового образования. Монография. -СПб.: СПбГУПМ, 1998. -162с.

26.   Элиасберг Н.И., Семенова О.Е. Права ребенка - это ваши права. Для детей 7-10 лет. -СПб.: Папирус, 1997. -64с.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Три компьютерных класса по 13 рабочих мест,  9 мультимедийных систем, три интерактивные доски, передвижная документ - камера, семь ноутбуков, наличие школьной локальной сети с выходом в интернет.

Основы содержания

Тема 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования.  Эффективные формы работы по гражданско-правовому образованию (в том числе воспитание толерантного сознания) учащихся.

Лекция 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования.

Становление гуманистической и демократической правовой культуры гражданина России как педагогическая проблема. Государственно - политическая значимость проблемы. Понятие  и краткая характеристика правовой культуры общества и ее  составных элементов: юридической науки, правовой идеологии, социальных эмоций по отношению к правовым явлениям. Факторы формирования правовой культуры личности:  влияние правовой культуры общества на становление  правовой культуры  личности, развитие правосознания личности через систему правового образования учащихся. Индивидуальное правосознание и его   основные компоненты - правовые знания, представления, взгляды;  правовые чувства;  воля субъекта.

Нормативно-правовая база гражданско - правового образования учащихся.

 

Лекция 2: Классификация форм по гражданско-правовому образованию учащихся, определение эффективности с точки зрения воспитательного воздействия.

 

Отличие выбора эффективных форм работы в зависимости от возрастного состава воспитанников.

Условия эффективности традиционных форм работы в формировании и становлении правовой культуры личности. Единство этических, нравственных и правовых норм.

 

Практическая часть предусматривает  обсуждение и показ возможных форм по гражданско-правовому образованию (этическая беседа, психологические упражнения, тренинги и др.) обмен опытом, практические советы по работе с учащимися.

Тема 2: Система правового образования в учебной деятельности школы. Методический комплекс системы правового образования в школе.

Лекция 1: Отличительные черты петербургской модели гражданско-правового образования.

Знакомство с концепцией Петербургской модели гражданско-правового образования в школе, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н.А. Элиасберг. Целостность и системность гражданско-правового образования . Обеспеченность всех этапов гражданско-правового образования целостным научным и учебно-методическим комплексом. Ярко выраженная воспитательная направленность петербугской модели. Роль системообразующих , интегрирующих компонентов из других отраслей знаний (экономики, политики, культуры).Единство логики и чувств, способствующих развитию в коллективах учащихся коммуникативной культуры, толерантности, самоорганизации и творчества. Открытость системы гражданского образования окружающей социальной среде и ее профилактическая направленность.

Лекция 2: Система правового образования в учебной деятельности школы. Методический комплекс системы правового образования в школе.

Модель правового пространства школы. Возможности образовательного учреждения в гражданско - правовом образовании всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей,  учителей. Особенности построения учебного плана школы, осуществляющей  правовое образование учащихся. Учебная программа Н.А. Элиасберг «Правоведение»  и сопутствующие учебные программы, возможности интегрирования  программы «Правоведение» с другими учебными программами. Особенности содержания гражданско-правового образования учащихся  в начальной, основной  и средней ступени. Учебно-методический комплекс правового образования. Взаимодействие с различными организациями в рамках правового образования.

Практическая часть:Знакомство с  психолого-педагогическими технологиями, обеспечивающими в процессе преподавания единство словесных и деятельностных методов. Дидактические игры  курса «Я и мой мир» (начальная школа). Обучение технологии модульного построения уроков в курсе «Социальная практика» (основная школа). Использование ролевых и деловых игр в преподавании курса «Правоведение» (основная и средняя школа). Система организации внеурочных занятий «Малый факультет правовых знаний» для старшеклассников.

Тема 3: Организация системы гражданско-правового  образования в школе.

Лекция: Этапы создания системы гражданско-правового образования в школе, необходимые условия для успешного развития, педагогическое взаимодействие с необходимыми структурами по гражданско-правовому образованию. Содержание гражданско-правового образования в школе. Особенности образовательной программы школы реализующей гражданско-правовое образование учащихся. Правовое образование родителей учащихся в системе работы школы. Особенности правового образования родителей. Содержание работы с родителями учащихся. Служба психолого-педагогического сопровождения  как средство гражданско-правового образования учащихся.

Практическая часть: Рекомендации по созданию системы гражданско-правового образования в школе, практические советы по формированию учебного плана школы осуществляющей гражданско-правовое образование учащихся. Разработка схем индивидуальных маршрутов защиты, сопровождения и социализации при работе с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Знакомство с основными формами работы с родителями, обучение  составлению  плана работы с родителями учащихся в зависимости от схемы индивидуального маршрута защиты, сопровождения или социализации ребенка.

Тема 4: «День правовых знаний».

Лекция : Гражданско-правовые знания как факторы развития личности. Примерная программа деятельности руководителей школы по внедрению системы правового образования учащихся.

Практические занятия: Открытые уроки и мероприятия, круглый стол со старшеклассниками и слушателями.

Тема 5: Нормативно-правовые аспекты итоговой аттестации выпускников. Нормы и правила поступления в ВУЗы.

Лекция :  Знакомство с нормативно-правовой базой итоговой аттестации выпускников. Права и обязанности участников итоговой аттестации и абитуриентов.  Права и обязанности ВУЗов при приеме абитуриентов.

Тема 6: Модель выпускника школы правовой культуры.

Лекция: Основные черты выпускника школы как показатель результативности гражданско-правового образования. Личностная модель выпускника  начальной, основной и средней школы. Компоненты содержания правового образования учащихся и проектируемы результаты развития личности.

Практикум: Мониторинг результативности процесса гражданско-правового образования в ОУ, обучение проведению мониторинга в школе, создание модели портрета выпускника.

Типовые задания для самостоятельной работы

К теме 1: Правовая культура личности и факторы ее формирования.  Эффективные формы работы по гражданско-правовому образованию (в том числе воспитание толерантного сознания) учащихся.

-->


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz